ALP 1C

RusEng

Консолидированная финансовая отчетность: важнейшие понятия и идеи

Ключевая идея создания консолидированной финансовой отчетности заключена в той особенности, что в данной отчетности весь холдинг (включая и отечественные, и иностранные дочерние компании) показывается таким образом, словно он фактически является единым предприятием. Поэтому подобный принцип создания консолидированной отчетности и стали называть «полная консолидация крупных холдингов». Функции образования консолидированной финансовой отчетности возлагаются при этом на материнскую компанию. И исключением из этого строгого правила может стать только следующее обстоятельство: материнская компания не обязана предоставлять КФО тогда, когда сама находится во владении другой организации. Также иногда дочерние компании могут и не быть включены в формируемую КФО. Но это касается лишь дочерних предприятий, приобретенных и содержащихся с целью их продажи, либо работающих в рамках долгосрочных ограничений, в значительной степени уменьшающих их право распоряжаться собственными активами.

Рассмотрим ключевые понятия, используемые в консолидированной финансовой отчетности.

Консолидированная (или же сводная) финансовая отчетность (КФО) – отчетная документация группы, представленной как одна компания.

Группа компаний – по сути совокупность основного (материнского) и нескольких дочерних предприятий.

Дочерняя – компания, находящаяся под контролем основной компании, являющаяся для нее материнской.

Чистые активы – представляют собой разницу между балансовой ценой активов и финансовых обязательств. При формировании КФО для расчета берется справедливая цена чистых активов.

Гудвилл (деловая репутация) – представляет собой разницу стоимости предприятия в целом (фактически заплаченной за нее ценой) и реальной цены чистых активов, которые принадлежат инвесторам.

Доля меньшинства – является частью чистых результатов работы и чистых финансовых активов дочерней организации, пришедшаяся на долю, которой основная компания не обладает ни открыто, ни косвенно через подчиненные предприятия.

Контроль – это право управления хозяйственной и финансовой политикой холдинга с целью получить доходы от его деятельности. Понятие контроля становится ключевым, если необходимо получить ответ на вопрос, являются ли две компании дочерней и материнской. Контроль - это способность материнской организации определять общую политику деятельности дочерней компании для приобретения экономической выгоды.