ALP 1C

RusEng

Консолидация отчетности холдинга

В наши дни многие компании имеют достаточно сложную, порой весьма и весьма разветвленную структуру, в которую входят разные юридические лица, то есть отдельные подразделения. Такая компания может даже одновременно заниматься несколькими различными направлениями бизнеса. Организацию подобного типа принято называть группой компаний или холдингом. С позиции бухгалтерского и налогового, то есть регламентированного, учета холдинг по своей сути является своеобразным набором юридических лиц.

Осуществляемые между ними различные операции должны быть отображены как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в соответствии с законодательными нормами РФ. Это означает, что при оказании услуг или продаже активов одним из объектов группы другим должны быть выделены прибыль и убытки. Парадокс состоит в том, что одновременно данные операции остаются для холдинга внутренними и не должны оказывать влияния на его итоговые финансовые результаты.

Одной из задач построения управленческого учета и является построение модели, при которой внутренние обороты компании никак не влияли бы на ее финансовый итог. При внедрении автоматизированных систем учета в этом случае необходимо опираться на практический опыт проведения консолидации отчетности организаций, имеющих множество филиалов и сложную структуру.

Если компания имеет несколько независимых друг от друга представительств в различных регионах страны, структура ее юридических лиц может быть никоим образом не связана с фактической структурой, а быть сформированной по принципу стремления к минимальному налогообложению. Консолидация холдинга, а точнее, консолидация его отчетности является одним из наиболее трудоемких мероприятий при осуществлении деятельности внутренней финансовой службы компании. При подобном положении возможны значительные отличия управленческого учета от учета бухгалтерского. При этом главным отличием могут стать именно непосредственные объекты ведения учета.

Поэтому собственникам холдинга крайне важно представлять себе реальные результаты его работы – и отдельных представительств, и всей организации в целом. При ведении управленческого учета наиболее целесообразным считается рассмотрение холдинга не в качестве совокупности юридических лиц, но как совокупность его филиалов или ЦФО - центров финансовой ответственности.