ALP 1C

RusEng

Этапы внедрения «1C»

Полнофункциональное внедрение сложных программных продуктов значительно отличается от обычной инсталляции рядового бизнес-приложения. Внедрение современных ERP-систем, основанных на использовании программ «1С», является трудоемким многоэтапным процессом, изначально подразумевающим применение хорошо продуманного комплексного подхода. Только эффективное проведение автоматизации позволит пользователям задействовать все богатые функциональные возможности решений от «1С». Реализация корпоративного проекта внедрения автоматизированной системы является трудной и потому особенно интересной задачей, позволяющей опытному интегратору в полной мере продемонстрировать применение собственных наработок и решений.

Этапы внедрения «1C»

Проект автоматизации путем внедрения системы управления предприятием на базе продуктов от «1С» начинается с диагностики бизнес-процессов заказчика и заканчивается процессами промышленной эксплуатации системы и ее сопровождения. Таким образом, проект автоматизации включает в себя три основных этапа внедрения «1С»:

  • проведение проектного обследования (включая анализ и возможности оптимизации существующих бизнес-процессов);
  • разработку и внедрение системы;
  • дальнейшее сопровождение внедренного решения.

Важность предварительных работ

Во время проведения предварительных работы заказчику предоставляется возможность получить представление о том, что у интегратора присутствует достаточный опыт в области реализации сходных проектов, так как в большинстве случаев клиентское предприятие еще не обладает достаточной информацией для правильного подсчета стоимости внедрения. Подрядчик должен сформировать индивидуальное коммерческое предложение для своего будущего партнера и согласовать его с ним во всех деталях.

Позитивные результаты предварительных работ:

  • удовлетворение заказчика степенью компетенции и опытом подрядчика;
  • уверенность исполнителя работ в том, что клиент заинтересован во внедрении автоматизированной системы и готов продолжить сотрудничество.

Ожидаемый итог этапа предварительных работ:

  • заключение соглашения о намерениях или же рамочного договора сотрудничества.

Этап 1. Проведение диагностики бизнес-процессов

 

Этап 1. Проведение диагностики бизнес-процессов

План внедрения «1С» на первом этапе включает следующие действия: специалисты компании-интегратора должны изучить бизнес-процессы фирмы-заказчика, создать подходящие модели и найти способы оптимизации работы, если это необходимо.

Зачем диагностика нужна заказчику? Для него это возможность получить:

  • экспертную объективную оценку состояния ИТ на его предприятии;
  • описание действующих бизнес-процессов и рекомендации их эффективной автоматизации;
  • определение бюджета, срока и трудозатрат автоматизации;
  • расчет будущей выгоды, определение рисков предстоящего проекта внедрения.

Для чего обследование подрядчику? Он может:

  • определиться с ресурсами, необходимыми ему для реализации будущего проекта внедрения автоматизированной системы и составить план внедрения «1С».

Направления (блоки) работы предприятия, по которым проводится обследование:

  • производство, включая:
    • планирование, составление производственного плана;
    • учет и планирование выпуска продукции;
    • контроль над выполнением производственных заданий;
    • порядок учета материалов, сырья, полуфабрикатов и произведенных товаров;
    • расход ресурсов и сырья;
    • анализ затрат, расчеты плановой и фактической себестоимости;
    • учет брака и т.п.;
  • финансы, включая:
    • комплексное финансовое планирование;
    • учет ДДС организации на расчетных и текущих счетах и в кассах;
    • планирование поступлений и затрат финансовых средств;
    • план платежей по банкам и кредиторам;
    • планирование средств по месяцам, дням, неделям по приоритету платежей и т.п.;
  • персонал, включая:
    • кадровый учет;
    • расчет заработной платы;
    • планирование занятости и графика отпусков и т.п.;
  • управление складом, включая:
    • расположение продукции на складах по месту хранения,
    • остатки товарно-материальных ценностей в различных единицах измерения;
    • ведение партионного учета в разрезе складов;
    • резервирование товарно-материальных ресурсов;
    • учет тары;
    • ведение отчетности;
    • проведение инвентаризации и т.п.;
  • сбыт, включая:
    • процессы управления продажами и маркетингом: управление ценами и заказами, CRM;
    • управление договорами;
    • проведение маркетинговых и рекламных акций;
    • ведение отчетности;
  • бюджетирование;
  • бухгалтерский учет;
  • ведение отчетности;
  • контроль показателей;
  • анализ бизнес-деятельности.

На основе осуществленного обследования необходимо провести анализ того, какой продукт «1С» оптимально подойдет для автоматизации данной компании. Во многих случаях выбирается программа «1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием». Могут быть выбраны и другие решения «1С» - «Предприятие. Управление торговлей», «Бухгалтерия», «Консолидация», «Документооборот». Также для проведения автоматизации могут подойти отраслевые решения компании «1С» или ее партнеров. По итогам первого этапа формируются план-график внедрения «1С» и прогнозный уточненный бюджет.

Этап 2. Разработка и внедрение

 

Этап 2. Разработка и внедрение

Этапы внедрения «1С» включают и стадию разработки с последующим внедрением автоматизированной системы. Определение состава работ на втором этапе зависит от числа и специфики подлежащих автоматизации бизнес-процессов, а также возможных трудностей их реализации в данной системе.

Основные работы второго этапа:

  • проектирование;
  • дальнейшая разработка;
  • проведение тестирования;
  • процесс опытной эксплуатации;
  • обучение сотрудников – будущих пользователей системы;
  • сдача в промышленную эксплуатацию.

По результатам проектного обследования, осуществленного на первом этапе, план внедрения «1С» предусматривает, что представленные выше виды работ возможно разбить на различные итерации (очереди проекта). Тогда при завершении каждой из них заказчику будет представлена готовая к сдаче в постоянную эксплуатацию часть внедряемого решения.

Моделирование будущей системы

Отдельно скажем о необходимости моделирования, или по-другому, прототипирования внедряемой системы. Программные продукты, предназначаемые для проведения автоматизации повседневных и глобальных учетных и управленческих задач, предоставляют удобную возможность сформировать многофункциональную внутреннюю среду, необходимую для наиболее эффективной работы предприятия.

Большинство заказчиков нуждаются в ясном представлении того, в какой среде им предстоит работать после того, как будет осуществлена автоматизация. Поэтому им очень нужно заранее оценить все преимущества, а также и предполагаемые недостатки этой среды. Это поможет им более точно выразить свои пожелания в плане усовершенствования предложенной модели. Может быть и так, что самым эффективным решением окажется изменение не новой среды, а существующей работы на основе представленных схем, способных сделать бизнес предприятия более успешным благодаря использованию автоматизированной системы.

Для этого и нужно прототипирование, являющееся по сути эмуляцией бизнес-процессов таким образом, как будто система уже инсталлирована. Производитель работ – компания-интегратор должна суметь не только показать заказчику будущее функционирование продукта, но и представить доказательства того, что использование программы позволит повысить эффективность ведения бизнеса клиентского предприятия.

В итоге заказчик сможет понять, как внедряемое решение поможет ему достичь его бизнес-цель, а подрядчик – определить список процессов, поддерживаемых стандартным вариантом системы, и тех, которым понадобится синхронизация. К тому же заказчик сможет увидеть модель ведения его бизнеса в корпоративной автоматизированной системе и в ряде случаев формализованное полное отображение главных бизнес-процессов.

Дизайн системы

Зачастую корпорации хотят, чтобы проект был реализован как можно скорее, чтобы быстрее можно было начать пользоваться его результатами. По этой причине интегратор занимается и дизайном будущей системы. Имеется в виду определение тщательно продуманных требований к конфигурации и разграничение их по приоритетам – выделение более и менее критичных требований к системе. Дизайн может разрабатываться и как отдельная стадия работ для всех важных процессов – «Производство», CRM, «Склад» и т.п.

Этап 3. Постпроектное сопровождение системы

Этап 3. Постпроектное сопровождение системы

После успешной реализации проекта внедрения предусматривается и последующее сопровождение новой системы. Как правило, данный этап включается в подсчет общей стоимости всех работ.

В сопровождение входит:

  • оперативная ликвидация появляющихся ошибок;
  • внесение доработок и улучшений
  • консалтинг по особенностям использования системы.